В меру упитанный, невысокого роста, в вечном красно-синем комбинезоне на лямках и кепке с большой буквой «М», усатый весельчак-водопроводчик Марио - счастливый талисман компании Nintendo и самый популярный персонаж видеоигр всех времён. Марио знают все!
За минувшие десятилетия приключений с его участием вышло великое множество - десятки, если не сотни игр всевозможных серий и жанров. Это и шутливые подобия футбола, баскетбола, тенниса, гольфа и других спортивных состязаний; это и сумасбродные гонки на картах, и озорные драки всех против всех без правил; это сборники мини-игр для весёлых шумных посиделок, игры танцевальные, ролевые и прочие - все вместе проданные по миру тиражом более 225 млн. копий - результат беспрецедентный. Но всё же исконной стезёй итальянского сантехника, специалиста по ремонту водопровода и канализаций, по совместительству - спасителя принцесс и грозы их черепахообразных похитителей, - всегда были и остаются путешествия по неведомым мирам, поиск золотых монеток и прыг-скок по головам врагов, то есть - платформеры. С них и начнём рассказ.
История жизни Марио тесно переплетается с историей Данки Конга - другого известного Nintendo-персонажа.
В первой части этой игры Марио досталась роль героя, спасающего свою возлюбленную из лап хулиганствующей обезьяны Конга, а в продолжении противники поменялись местами: Марио сделался злодеем-похитителем, а Данки - пленником, которого спасал его племянник Конг-Младший. Обе игры обрели необыкновенную популярность и стали отправной точкой для двух игровых серий - Donkey Kong и Super Mario Bros. И если первая постепенно сошла на нет (хотя сейчас как будто начинается её возрождение), то вторая и сегодня продолжает бить все рекорды популярности.
Когда начинающий разработчик игр, восходящая звезда геймдева Сигеру Миямото придумывал Марио, он руководствовался следующими соображениями:
во-первых, его персонаж должен был стать легкоузнаваемым,
во-вторых - универсальным, то есть таким, чтобы он мог «гулять» из проекта в проект, с лёгкостью вписываясь в игры разных жанров.
Исходя из этих принципов, он и сделал своего героя таким, каким мы знаем его сейчас. У Марио есть три отличительных признака — усы, кепка и комбинезон. По словам Миямото:
усы были даны Марио, чтобы визуально отделить нос от лица,
кепка — чтобы не утруждать себя выдумыванием причёски и сэкономить силы своих программистов на анимации волос героя во время прыжков.
Комбинезон — чтобы лучше передать движения рук.
Таким образом, технические ограничения слабосильных игровых платформ того времени были изящно обойдены, а яркий, обаятельный, запоминающийся персонаж, которому предстояли великие свершения - сотворён!
Забавный факт: Самое забавное в происхождении Марио то, как он получит своё имя. Дело в том, что если японские игроманы готовы были играть за человечка по имени Jumpman, то для американцев, были уверены в Nintendo, абстрактное прозвище «Прыгальщик» не подойдёт. Озарение пришло к Минору Аракава (тогдашнему президенту американского подразделения компании) во время заседания совета директоров: в зал ворвался разъярённый усатый мужчина, который, сильно крича и отчаянно жестикулируя, потребовал с работников видеоигрового фронта давно просроченную арендную плату. Звали этого человека Сигали… Марио Сигали!
Изначально Марио был (плотником). И не смотря сейчас на свою основную профессию (водопроводчик) за всю игровую историю Марио успел сменить несколько побочных профессий. Так, ему удалось попробовать себя в роли врача (Dr. Mario), строителя (Wrecking Crew), официанта (Yoshi), художника (Mario Paint), и, конечно же, спортсмена (огромная серия спортивных игр с участием Марио и других персонажей).
Следующее приключение Марио состоялось на домашней игровой системе Nintendo Entertainment System - NES (в России известной как «Денди»). Это была «та самая», известная сегодня всем и каждому, легендарная игра Super Mario Bros. Она задала принципы построения игр жанра платформер, сформировала их канонический облик: продвижение по уровню слева направо, собирание монеток (или других ценных предметов), определённое количество которых даёт жизнь, расплющивание врагов прыжком им на головы, секретные места и тайные проходы, и прыжки, прыжки, прыжки... Главное отличие - играть теперь стало можно вдвоём: в помощь Марио дали пиксель-в-пиксель похожего на него братца Луиджи (только цвет одежды у него был другим - зелёным).
Миямото хотел, чтобы впечатления от игры постоянно менялись, чтобы интерес к ней у игрока не ослабевал со временем. Вот почему он с таким тщанием подошёл к созданию мира Грибного королевства.
Миямото смастерил яркие, разнообразные, полные интересностей уровни, каждый сантиметр которых был осенён его набирающим силу талантом, которому ещё только предстояло раскрыться во всю ширь в грядущие годы. Игра продавалась в комплекте с приставкой, и во многом благодаря этому NES удалось завоевать огромную популярность, вытеснив с рынка почти всех конкурентов.
Както однажды кто-то из коллег сказал Миямото, что его герой похож скорее на водопроводчика, чем на плотника. Миямото согласился и потому в своём третьем по счёту приключении (и первом - в рамках собственной, именной серии) Марио был отправлен в кишащую крабами и черепахами канализацию Нью-Йорка - вычищать от животных засорившиеся коммуникации города.
В течение следующих пяти лет свет увидели три новые платформенные игры про Марио - три для NES и одна для GameBoy.
Это Super Mario Bros. 2, Super Mario Bros. 3.
Для портативной консоли GameBoy Nintendo вышли две игры из подсерии Super Mario Land - миниатюрные шедевры в монохроме (то есть чёрно-белые).
В начале девяностых у Nintendo появился новый и притом очень агрессивный конкурент - компания SEGA, выпустившая в продажу приставку Genesis. У SEGA был собственный «счастливый талисман» - стильный, быстрый как молния ёжик Соник, от игр с участием которого захватывало дух - такие там были скорости. На его фоне простачок Марио выглядел немного старомодным, недостаточно «крутым». Совет директоров Nintendo не на шутку встревожился: вдруг новому персонажу удастся отвоевать у них долю рынка?
От этого Миямото дали строгий наказ форсировать разработку Super Mario World - мэтр был этим очень недоволен, считал, что это плохо отразиться на качестве игры, но ничего поделать не мог - работу пришлось ускорить.
Super Mario World вышла в 1991 году одновременно с Super Nintendo Entertainment System и продалась тиражом вдвое большим, чем первые две игры о приключениях ежа Соника вместе взятые. В этой игре итальянский водопроводчик обрёл ещё одного верного друга и соратника - зелёного динозаврика Йоши. Игроманам настолько полюбился новый персонаж, что Nintendo решила сделать его главным героем следующей игры сериала. В Super Mario World 2: Yoshi's Island Марио ещё совсем кроха, младенец - и Йоши несёт его на своём боку, защищая от врагов и неприятностей.
Замечательная игра - но, к сожалению, многими оставленная без внимания: она вышла в 1995 году, к концу жизни SNES, когда в продаже уже появилась первая PlayStation, сосредоточившая на себе всеобщее внимание.
Игровая система Nintendo 64 увидела свет в 1996 году - спустя полтора года после выхода PlayStation. Во многом эта фора по времени (а также то, что PS работала на cd-дисках, а N64 - на картриджах, как встарь) и сыграла решающую роль в победе Sony над Nintendo в войне консолей.
Не помогла даже Super Mario 64 - монументальная, эпохальная игра, навсегда обеспечившая себе почётное место в летописях видеоигровой истории. Она была первым по-настоящему трёхмерным платформером - и в ней Миямото наглядно продемонстрировал, какими должны быть камера, управление и геймплей в трёхмерных играх.
Продолжение, Super Mario Sunshine, появилось уже на GameCube - следующей игровой системе Nintendo. Игра развивала идеи Super Mario 64 на новом графическом уровне, которого позволяли достигнуть мощности GameCube.
Игра все таки добилась немалого успеха, распродавшись тиражом более чем в пять миллионов экземпляров.
На свою последнюю консоль, Wii, Nintendo возлагала большие надежды - она должна была победить в тяжёлой конкурентной борьбе технологических тяжеловесов Xbox 360 и PlayStation 3, которым серьёзно уступало в производительности. Одним из главных козырей в арсенале японской компании в борьбе за симпатии играющей общественности суждено было стать Super Mario Galaxy, следующему большому приключению итальянского сантехника.
Своей главной задачей Миямото видел создание игры, способной понравиться как многочисленной «казуальной» аудитории консоли, так и давним поклонникам серии. Как результат, у него получилась игра, о которой можно рассказать теми же словами, что и об оригинальной Super Mario Bros. 85-ого года: красивая, насыщенная действием, невероятно интересная от начала до конца.
В итоге игра стала лучшим трёхмерным платформером за всю историю жанра.
На Wii случился настоящий праздник платформенных марио-игр. Nintendo одной Super Mario Galaxy показалось мало и спустя несколько лет после её релиза она выпустила New Super Mario Bros. - ремейк одноимённой игры для DS 2005-ого года. Симпатичная 2D-графика, увлекательный геймплей в духе старых восьмибитных игр, навевающая ностальгию музыка, мультиплеер на четверых - игра стала замечательным подарком ретроманам. И не только им: мировые продажи New Super Mario Bros. превысили 10 млн. экземпляров, а это значит, что игра пришлась по вкусу и новичкам. На этом праздник не закончился: недавно Nintendo издала Super Mario Galaxy 2.
Марио участвовал в более чем 200 видео игр и было продано свыше 193 млн единиц игры (все серии Марио) и даже создано свое собственное телевизионное мульт-шоу. Super Mario Bros.
Тема музыки Super Mario Bros, написанная Кодзи Кондо, известна во всем мире.
Есть даже вариант в исполнении симфонического оркестра.
Марио является самым узнаваемым символом в истории видеоигр. Согласно исследованиям, проведенным в 1990 году Marketing Evaluations, Марио был признан самым популярным (и узнаваемым) среди детей, и обошел даже Микки Мауса.