Пожалуй, среди всех производителей видеоигр самыми непредсказуемыми являются разработчики из Японии. Какие только идеи не приходят в их гениальные головы. Каких только новшеств за последние годы не перепробовала публика! Можно сказать, почти все новации приходят к нам именно из Страны восходящего солнца. Стоит учесть при этом, что японский рынок настолько закрыт. что далеко не все творения игровых мастеров выходят за пределы страны. Многие игры так никогда и не увидят англоязычную публику. Количество шедевров. вышедших только в Японии, просо угрожающе велико. Разумеется, далеко не все они вообще способны понравиться американской публике, настолько эти игры специфичны — взять хотя бы излюбленные японские драки роботов, но некоторые проекты все же заслуживают появления и за пределами своей родины. Так или иначе, но процесс более широкого вовлечения Японии в игровой рынок Запада уже начался, и все больше интересных неординарных проектов обретают известность как в США, так и в Европе. Одной из таких оригинальных игр является Tenchu, совсем недавно выпущенная в Японии Sony Music Entertainment экстраординарная игра о японских ниндзя. Несмотря на всеобщую романтизацию времен древних японских легенд суровая правда периодически напоминает о себе. Ниндзя — это не пылкий герой с добрым сердцем, этакий Робин Гуд помогающий неимущим. Это обыкновенный наемный убийца, очень ловкий и быстрый, владеющий неповторимым стилем боя, направленным на скорейшее уничтожение противника, фактически, человек-невидимка, умеющий отлично прятаться даже на многолюдной улице, способный буквально раствориться в воздухе в том случае, если это понадобится. Его оружие — не чета теперешним грубым пистолетам да автоматам. Элегантный меч,заточенные до смертельного блеска лезвия остроконечных металлических звездочек, дротики с мгновенно действующим ядом и прочие неизменно симпатичные предметы. Ниндзя — это своего рода джентльмен, крупный специалист и интеллигент. Убийство для него — не просто работа, это искусство, не ремесло, а призвание. Посему сделать игру о таком рыцаре, подлинно воспроизведя атмосферу чуть ли не ритуала убийства, необыкновенно сложно. Я уже не говорю о том, что справиться с такой работой способны только те люди, которые способны понять все психологические аспекты этой сложной профессии. Одним словом, если кто-то и способен создать хорошую и достоверную игру о ниндзя, то только японцы. В Tenchu работа по воспроизведению всех тонкостей профессии произведена необыкновенно добротно. Tenchu претендует на звание самой жестокой игры всех времен. Такого количества крови, трупов и убийств вы не увидите ни в одной другой игре. Пусть в файтингах красная жидкость льется реками, но нигде убийство не возведено в такую степень и нигде сам его факт не является наградой для игрока. Это вам не мультяшный Mortal Kombat — в Tenchu момент лишения человека жизни прорисован настолько реалистично, что кровь в жилах стынет. Такого количества вариантов для осуществления зловещего замысла не даст вам никакая даже самая сложная система комб. Tenchu в этом вопросе абсолютный чемпион. Правда, чтобы хоть как-то смягчить эффект от этого безумия, создатели игры предложили нам вполне безобидный сюжетец, который по идее, должен создать мотивацию всех этих убийств, однако его наличие вряд ли помогает. Видите ли, наши герои таким образом спасают своих возлюбленных. Утешает лишь одно — всю игру теоретически можно пройти, не совершив ни одного убийства (за исключением финального босса, разумеется). Но такой вариант потребует от вас даже больше умения, чем просто элементарное уничтожение всех противников. Как такое может быть? Да очень просто. Дело в том, что главное из искусств настоящего ниндзя заключается в том, чтобы уметь идеально скрываться от людских глаз. Овладеть им намного сложнее, чем научиться размахивать мечом. Здесь вам потребуется концентрация, ловкость и даже немного ума. «Правильный” ниндзя никогда не станет бродить по улицам, привлекая к себе внимание, он постарается избежать людных мест и будет гулять по крышам домов, пробираться темными переулками, будет делать все, чтобы достичь своей цели незамеченным. Игра поражает своей атмосферой, которая строится из самых мельчайших деталей. Уже чёрно-белая заставка. показывающая красоты японской природы вперемешку с древними видами оружия, создает определенное настроение. Поразительные мелодии, являющиеся типичным примером смешения народных японских мотивов и современной музыки, также помогают наилучшим образом втянуться в игровой мир. Парадоксальнее всего же то, что игра не стремится поражать яркими красками, как тот же Tomb Raider, от которого Tenchu многое взяла. Напротив, игра практически черно-белая, во всем окружающем мире преобладают исключительно оттенки серого цвета. Редкие вкрапления в уровнях резких и ярких цветов смотрятся просто потрясающе.Если бы в Tomb Raider наличие какого-нибудь особенного кустика вы наверняка и не заметили бы, то Tenchu сразу заставляет обратить внимание на распустившийся розовый куст сакуры И хотя полигоны не способны передать ни реалистичной формы, ни даже как следует четко нарисовать контуры растения, эффект ошеломляет. Еще одна отличительная деталь — звуковая гамма. Хотя создатели action-ориентированных игр не любят, когда действие не сопровождается дикими воплями жертв под музыку в стиле техно, разработчики Tenchu решили привнести в звуковое оформление элементы атмосферности. Надо отметить, что получилось это блестяще. Шаги вашего героя по мостовой, суматошное цоканье туфелек испуганных японских женщин, взывающих о помощи, крики самураев, решивших порубить вас в капусту — все это происходит буквально в полной тишине, лишь изредка прерываемой воем ветра или скрипом открывающейся двери. Несмотря на то. что большая часть действия имеет место под открытым небом, ощущения получаются такие, будто вы продираетесь через глубокое подземелье, полное опасных монстров. Необыкновенно точно воссозданная архитектура построек, вписанных в структуру уровней, наилучшим образом обеспечивает поддержание памяти игрока о том, где он, собственно говоря, находится. Вообще-то, первоначальный проект Tenchu намеревался забросить японского ниндзя в Америку, прямо в центр Нью-Йорка, но потом разработчики поняли, что даже жителям США будет интереснее наблюдать за похождениями жутких героев в необычной обстановке японских городков и деревень. Здесь создатели игры не ошиблись. Два героя, предоставленные авторами Tenchu в ваше распоряжение, весьма прилично отличаются друг от друга. В целом, их отличия почти идентичны тем, что имелись между героями Nightmare Creatures, однако здесь они касаются также и стиля игры, который диктуется тем или иным персонажем. Rikimaru. мужской персонаж, медлителен и слегка неуклюж, но зато носит тяжелый меч, способный расправиться с противником за короткий срок и физически силен. Девушка же Ayame экипирована сразу двумя кинжалами; отлично прыгает, быстро бегает и вообще представляет из себя идеал комсомолки, студентки, спортсменки если не учитывать ее незаурядные способности к массовым убийствам. Разумеется, силенок у нее поменьше, чем у гиганта Rikimaru, но постоять за себя она, бесспорно, сможет. У каждого из героев помимо основного оружия имеется также и солидный боекомплект из подручных предметов, запас которых можно пополнить в некоем импровизированном магазине по окончании каждой из миссий. Надо сказать, что разнообразие здесь парит большое. Вы можете экипироваться звездочками, гарпунами, ядовитыми стрелами, дымовыми шашками и множеством других полезных предметов. Особенную гордость у разработчиков Tenchu вызывает классическое приспособление для карабканья по отвесным стенам, без которого настоящему ниндзя не жизнь. Предмет очень прост по своей сути, но требует некоторой тренировки для полноценного использования. Каждый раз, когда вы решите воспользоваться веревкой с гарпунчиком, камера в игре переключается на вид от первого лица и, видимо, с помощью лазера показывает место, в которое вы можете метнуть якорь. Подгадать нужное место нелегко, поскольку гарпун, запущенный в стену чуть ниже необходимого уровня, просто не даст вам возможности забраться на очередную крышу. Со всеми премудростями такого альпинизма можно ознакомиться в специальном тренировочном режиме, сделанном опять-таки на манер Tomb Raider, но в типично японских традициях. Есть учитель, который все радостно объясняет на чистейшем иероглифическом языке (но это Activision точно исправит), а вы потом, соответственно, выполняете все указания. Такая вот школа повышения квалификации без отрыва от производства. Необыкновенно хороша в Tenchu одна деталь, без которой игра точно потеряла бы свое лицо. Дело в том, что драться с будущими жертвами совершенно не обязательно. Вам достаточно лишь подойти сзади незамеченным и…. Тут-то и начинается самое интересное. Со зверством, присущим исключительно японскому ниндзя, герои подойдет к жертве и спокойно перережет ей горло, вспорет живот, отрубит голову, воткнет в тело меч. Одним словом, поставит радость зрителю. Надо сказать, что зрелище хоть и ужасное, но безумно захватывающее. До такой степени, что оторваться от игры не возможно. Хочется найти еще один прием, еще один способ умерщвления, а потом еще один, и еще. Благо, их в Tenchu много. Среди явных недостатков игры можно отметить лишь два, но весьма значительных. Во-первых, качество графики зачастую оставляет желать лучшего. В связи с тем, что уровни в игре получились очень большие (а всего их в Tenchu восемь), в память PlayStation разработчикам удалось вместить весьма незначительное количество текстур, причем в большинстве своем выполненных в низком разрешении. Полигонные модели бойцов выглядят вполне приемлемо, однако управление ими также не подарок. Поворачиваются они слишком медленно, а враги бегают по сторонам очень быстро — вот и получается дискриминация. Но самые большие нарекания связаны с камерой. Именно она постоянно подводит, исключая из своего поля зрения как ваш персонаж, так и того, кто с ним в данный момент борется. В связи с этим стена на пути во время боя становится чуть ли не непреодолимым препятствием. В остальном же игра радует. Оригинальности в ней целое море. И если вас не пугает вид крови, причем в особо больших количествах, Tenchu должна вам понравиться. А поскольку Activision обещала несколько доработать игру перед ее выпуском осенью этого года, мы можем надеяться, что нас ожидает очередной хит. причем весьма высокой пробы.