Action(они же экшены, боевики), игры действия, где игрок оказывается в шкуре компьютерного персонажа и управляет его телом. Подразделяются на shooter(шутеры) и slasher(слэшеры). Разница в том, что в первом случае врагов начиняют свинцом из огнестрельного оружия( или палят лучами лазеров, фазеров, огнемётов и прочих механических устройств моментального уничтожения на дальней дистанции), а во втором используют для тех же целей колюще-режущие орудия ближнего боя (мечи, пики, сабли). Если в экшене задачи выполняются в скрытном порядке, то перед нами stealth action(шпионский боевик). В survivar horror(ужастики) разработчики прилагают максимум усилий, чтобы нам было страшно. Различают экшены и по виду игровой перспективы: с видом из глаз (FPS, first person shooter) и от третьего лица (сзади или из-за плеча).
Симуляторы имитируют управление какими-либо машинами ( кроме роботов с формами человеческого тела, это обычно экшены).
Аркады отличает упрощенное управление. Если в симуляторе, к примеру, для контроля над самолётом может быть задействована вся клавиатура, то в аркаде летательные аппараты зачастую обходятся стрелками ( вверх, вниз, влево, вправо).
RPG(ролевые игры) характеризуются развитой системой роста характеристик и параметров персонажа. Это сюжетные игры с широкой свободой действий для игрока. Предполагается активное общение с NPС и выполнение множество побочных поручений ради улудшения всё тех же характеристик и получения ценного игрового лута.
MMORPG(онлайновые ролевые игры) переносят действеи RPG в интернет. Поскольку большинство участников являются живыми людьми, то помимо признаков основоположницы (RPG) проявляются новые свойства. Значительную часть фана игроки получают от общения друг с другом и выполнения совместных задач. К тому же, как ни странно, онлайновые ролевики в какой-то мере можно поставить рядом со стратегиями, поскольку большую часть времени геймеры планируют развитие своего персонажа.
MUD(текстовые онлайновые ролевые игры), родоначальницы MMORPG. Не имеют никакой графики. Вместо неё используют текстовые описания интерьеров, героев и прочего. В остальном похожи на онлайновые ролёвки.
Стратегии(игры планирования) требуют от игрока точного расчета ближайших и далёких перспектив своего игрового существования, подчинения своих действий определённой последовательности, которая обеспечит дальнейшее преимущество над врагом. Подразделяются по виду взаимодействия: RTS(стратегии реального времени)- противники взаимодействуют с игрой одновременно; TBS(пошаговые, походовые стратегии)- противники ходят по очереди. По масштабности происходящего: в глобальных стратегиях управляем странами, континентами, звёздными системами; в локальных действие происходит на ограниченной площади. В стратегиях непрямого контроля мы не можем раздавать задания своим подопечным. Мы можем создавать только условия, при которых они будут делать то, что нам нужно. Варгеймы- это война в чистом виде, никакого строительства и сбора ресурсов. В тайкунах, наоборот, предлагают заниматься мирным строительством. Если обычные стратегии сосредаточены на войне, то тайкуны- на экономическом развитии.
Тактические игры предлогают возглавить отряд из нескольких боевых единиц (до десятка). Каждый боец имеет свои характеристики, задача геймера- как можно эффективнее использовать возможности каждого из них для решения конкретной боевой задачи.
Спортивные игры имитируют виды спорта (иногда не существующие в реальном мире). Их чаще всего именуют симуляторами: симулятор футбола, симулятор хоккея и тд.
В квестах(адвенчурах) мы, как правило, идём по линейному сюжету, общаемся с NPC, решаем загадки.Это интерактивная история-приключение.
Логические игры вроде пасьянсов, тетрисов, шариков получили наибольшее распространение по сравнению с играми других жанров. Вряд ли найдётся компьютер, на котором не установлены эти похитители рабочего времени.
Прошу не придираться к ошибкам, потому как набирал текст в полутьме и очень торопился. Если есть какие поправки или дополнения-пишите, поправим и дополним. Спасибо.