Денди… Как много в этом слове… Для любого опытного геймера это слово – не пустой звук.
Впервые консоль появилась на японском рынке в 1983 году под названием Famicom, а затем, переименованная в NES, вышла в Европе и США в 1985 году. Спроектировал консоль Масэюки Уэмурой. Собственно он и является отцом восьмибиток. Новинка оказалась исключительно удачной, и сумела завоевать практически весь американский и японский рынок. Консоль появилась с большим пакетом игр, среди которых самым известным и продаваемым стало семейство игр Super Mario Bros. Марио стал талисманом корпорации Nintendo.
Консоль со временем набрала такую популярность, что ее попросту стали копировать.
Причем подделывать стали не только картриджи, но и сами приставки NES. Судебные успехи Nintendo по этому направлению были еще более скромными. Пресечь пиратскую деятельность удавалось обычно лишь в том случае, если компании копировали не только приставку, но и идущий в комплекте с ней набор игр. В итоге единственным лицензионным клоном NES стал Famicom Twin от компании Sharp.
Стремительное развитие этого рынка способствовало активному выпуску самых разных моделей, и в итоге их производители начали конкурировать уже не с Nintendo, а друг с другом, завлекая пользователя высокими техническими характеристиками и разнообразными форм-факторами – от подделок под все существующие на тот момент консоли до клавиатур с картриджным разъемом (такие девайсы позволяли даже программировать на бейсике).
Приставка NES нелегально копировалась гигантскими тиражами — в конце 80-х азиатско-тихоокеанский регион буквально наводнил мир дешевыми подделками NES. Однако распространялись клоны по большей части в Азии — в Европе продавались оригинальные Nintendo.
Россия была для Nintendo незнакомым и закрытым рынком, поэтому местные компании продавали клоны NES не таясь и очень успешно.
Приход же в Россию 8-битных консолей Dendy пришелся как раз на время расцвета рынка «альтернативных» консолей.
К началу 90-х годов мировой бум стал подходить к завершению, необходимая для дальнейшего развития доза лояльности геймеров была завоевана, и по следам былой популярности начала продаваться 16-битная SNES (Super NES). Уже на закате своей славы в 1993 году клоны NES появились и в молодой России. Домашние компьютеры в стране в ту пору были, мягко говоря, экзотикой, продаваемой по цене, на порядок превышающей заработную плату среднестатистического россиянина. К тому времени в мире уже приживались приставки четвертого поколения (прежде всего: SNES и Sega Mega Drive), но в России тогда не каждый геймер даже знал о существовании подобных консолей.
Тогда в далеком 1993 году, несколько предприимчивых выпускников МГУ решили познакомить россиян с игровыми консолями и заодно подзаработать. Для создания своего клона NES была основана фирма Steepler, от лица которой приборному заводу «Тензор» было сделано предложение об организации на территории предприятия производства приставок Dendy. Завод на тот момент переживал нелегкие времена. В счет погашения налоговой задолженности «Тензор» был вынужден передать часть основных фондов муниципалитету с последующей передачей в аренду. Госкомимущество РФ провел соответствующий инвестиционной тендер, по результатам которого контрольный пакет акций предприятия оказался у Steepler. Сделка оказалась взаимовыгодной. Завод прошел реструктуризацию, не сократив ни одного рабочего места, и не разделил судьбу сотен других обанкротившихся предприятий.
Проект Dendy, по сути, проложил рельсы для дальнейшего развития рынка игровых консолей в стране. В Steepler не жалели денег на рекламу, вот только получалось, что продвигают они не только и не столько свой брэнд, сколько совершенно новый вид развлечений в принципе. Да и само название Dendy стало нарицательным для обозначения всего обилия китайских приставок, заполонивших рынок. Хотя Steepler тоже не остался в убытке. К концу 1993 года оборот компании вырос более чем в 10 раз по сравнению с 1992-м, а фирменная дилерская сеть насчитывала более 350 фирм. К 1995 году было реализовано свыше миллиона приставок.
Никто не знал, что такое Nintendo или NES, зато дети прекрасно отличали Dendy Junior от Dendy Classic. «Стиплер» продавала более 100 тысяч приставок в месяц, по слухам, получая с каждой консоли около 15 долларов чистого дохода. Прибыли, полученные от продаж контрафактных картриджей, поставляемых из Азии, вообще не поддаются подсчету.
Успешные продажи консолей Dendy воодушевили и другие дистрибьюторские сети — «Лампорт» и R-Style, которые вывели на отечественный рынок другие клоны NES — Kenga и Bitman. Но конкуренты так и не смогли серьезно потеснить «Стиплер».
Надо сказать, что появление «Денди» на российском рынке в это время оказалось весьма кстати для популярности самой приставки – молодежь в основном увлекалась только Спектрумом, да и то больше в компьютерных клубах, так как купить сей агрегат могли позволить себе далеко не все, особенно в глубинке. Было ясно одно – ниша на российском рынке переносных приставок явно пустовала, и Денди с успехом ее заполнила. Да и реклама сделала свое дело – «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди – играют все!» - постперестроечным сознанием российской молодежи было довольно легко манипулировать. Отсутствие надобности в нудной загрузке каждой игры под завывание кассетной пленки казалось игроку просто невероятной вещью, а даже такие самые первые доступные игры на НЕС, как «Танчики» и «Марио», погружали молодого геймера в своеобразную «игровую эйфорию», зачастую выбраться из которой тот мог только после трех-четырех часов беспрерывной игры, или после пинка отца, чтобы отпрыск шел делать уроки. Что и говорить, но это действительно просто и гениально одновременно – простейшие игры с примитивной по нынешним меркам графикой, но ураганным геймплеем были способны надолго удержать игрока у экрана телевизора.
Что-ж, пожалуй, 1993-1996 годы – это настоящий расцвет и пик популярности приставки в России. Началась, если так можно выразиться, тотальная «дендемания» - настоящий бум игровой консоли был налицо.
В большинстве крупных и средних городов открывались магазины, торгующие приставками Денди и аксессуарами к ним. Для многих будущих, да и уже состоявшихся юных геймеров подобные магазины были этаким почти ежедневным местом паломничества – неважно, что денег не было, один только взгляд на пристаку и картриджи уже вызывал внутренний трепет, умиление и безграничное желание иметь у себя дома ту или иную вещь. Изображение стиплеровского слоненка для школяров было чуть ли не божественным символом, а картридж для приставки был самым лучшим и желаемым подарком игроку на свое день рождения.
Денди становилась настоящей «народной» игровой платформой. Зарождались геймерские сообщества, возникали фан-клубы. Даже вырабатывался особый геймерский сленг – что такое «геймовер», «континуес» и «1UP» знали все. Маслица в пожар популярности приставки подлил начавший издаваться в 1993 году журнал «Видео Асс Денди» - самый первый журнал в России по видеоиграм, он был настоящим законодателем мод в среде консольщиков. Журнал в буквальном смысле зачитывался до дыр, а материалы издания прививали еще большую любовь к Вселенной Денди. Хотя нельзя и не отметить некоторой негативной черты зародившегося геймерского образа жизни – приставка зачастую становилась камнем преткновения в бытовых спорах между ребенком и его родителями, многие из которых весьма настороженно относились к буржуйской новинке, подкрепляя свои слова маразматическими рассуждениями о вреде приставки для телевизора, а капризность чада с постоянными просьбами о покупке новой игры нередко вызывала обоснованное недовольство «родичей». (А с кем этого небыло? Помните как вы раньше сидели с компанией друзей до поздна и с обвисшей челюстью смотрели на экран телевизора?) К тому же сам факт наличия у ребенка игровой приставки позволял чувствовать себя «в теме», а те невезучие дети, которым родители по тем или иным причинам не могли купить это игровое чудо, зачастую становились белыми воронами в компании геймеров-одноклассников.
Посыпались игры одна за другой. «Черного плаща», «Контру» и «Зеленый берет» знала вся молодежь. Серия игр «Марио» никого не оставляла равнодушным. «Черепашки-ниндзя»были предметом подражания у уличной детворы. Все хотели быть такими же сильными, как Робокоп и Терминатор. Дети жили игрой, приставка становилась, по сути, неотъемлемой частью их жизни. Человек, прошедший от начала до конца какую-либо сложную игру, пользовался настоящим почетом, а количество пройденных игр приравнивалось как к звездам и лычкам у военных и свидетельствовало о «профессионализме» игрока. Что и говорить, но для многих знаменитых игр NES стала отправной точкой их карьеры – одна только Final Fantasy чего стоит! Вообще же за всю историю существования приставки было выпущено более трех тысяч игр, которые разрабатывались более сотней производителей. Пусть и далеко не все они дошли до нас, но все равно очень впечатляет!
М-да, были годы… Но ничто не вечно на этой Земле, всему когда-то приходит логический конец. И бешеная популярность Денди не стала исключением из этого правила. Новые детища игровой индустрии, такие, как Sega Genesis (Megadrive 2) и SNES сбросили с трона легендарную восьмибитку. Да и не было тут ничего удивительного – новые приставки были мощнее и современнее, к тому же подкрепленные хорошей рекламой и продвижением продукта, в результате чего NES и сдала свои позиции. Но все же тот фурор, который произвела Денди на российском рынке, практически никому не удавалось более достигнуть.
Так чем же явилась Денди для российской публики? Ответ, вполне очевиден – NES стала золотым ключиком, весом в пуд золота, открывшим настежь ворота в мир приставочных игр для российских геймеров. Кроме этого, NES, пожалуй, явилась самой популярной платформой, которая когда-либо была в нашей стране. Денди олицетворила собой целую геймерскую эпоху – эпоху со своим началом, прекрасной жизнью и достойным закатом.
С закатом этой эпохи началась другая – эпоха 16-биток, но это уже иная история. А закончить бы хотелось словами С.Супонева: "Что ни говорите, а 8-битный формат хоронить рано. Действительно, игры для Денди уверенно занимают место в разделе "Классика". И через несколько лет, в каждом доме или, по крайней мере, в каждом районе будет своя библиотека компьютерных игр. И когда библиотекарь или, вернее, картриджетекарь спросит у вас: "Чего бы вы хотели посмотреть?", Вы ответите: "Я, пожалуй, пойду в отдел "Классики" - классической игровой литературы. Именно там и будут находиться 8-битные игрушки".)))